О себе
Официальная версия

Корректурный лист для публикации биографии в 4-ом издании
Who is Who в России
Составлено: 4.12.2009
RU04006903

Шайдукова Лейла Казбековна, д. м. н., профессор
П.: врач-психиатр; профессор кафедры психиатрии с курсом клинической психологии ; Орг.: Казанский государственный медицинский университет (КГМУ); АОрг.: 420012, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Волкова, д. 80; Р.: 05.05.1957, г. Казань; Дет.: Станислав (1979) - региональный представитель медицинской фирмы; Род.: Шайдуков Казбек Мирсаидович (1927) - к. ф.-м. н., доцент Казанского гос. университета, Фазлеева Саяра Абдрахмановна (1933) - врач-акушер-гинеколог; ЗП.: Тухватуллины Абдрахман и Хабибулла - дед и прадед по материнской линии - известные казанские купцы; О.: 1980 - Казанский гос. медицинский институт/КГМУ, лечебный ф-т (с отличием); 1981 - интернатура; 1986 - ординатура, кафедра психиатрии; 1988 - защита канд. дис. (Моск. НИИ психиатрии), тема: "Нервно-психические расстройства у больных алкоголизмом в период длительных ремиссий", к. м. н.; 1996 - докторантура; 1996 - защита докт. дис. (Моск. НИИ наркологии), тема: "Особенности женского алкоголизма", д. м. н.; К.: 1980-84 - Республиканский наркологический диспансер, врач-нарколог; 1986-87 - Республиканская психиатрическая больница, врач-психиатр; с 1987 - КГМУ, кафедра психиатрии с курсом клинической психологии, ассистент, профессор; ОД.: сфера науч. интересов: исследование проблем женского и супружеского алкоголизма, гендерные особенности наркомании; в своих науч. работах изучила супружеский алкоголизм как специфический феномен для России; впервые показала, что в период алкогольной ремиссии внутриличностные проблемы могут обостряться, предложила психотерапевтические способы их преодоления; является создателем и единственным в России автором нового жанра в литературе - психоаналитического детектива, в книгах показала значение детских психических травм на формирование дальнейшего жизненного сценария; на ее счету множество вылеченных от алкоголизма и психических расстройств больных; популяризует профессион. убеждения через СМИ (участвует в теле- и радиопередачах, публикуется в печатных изданиях); читает лекции и ведет практические занятия на русск. и англ. языках; Пб.: свыше 200 работ, в т. ч. 3 монографии, уч. пособия, научно-популярные книги, художественная литература; "Гендерная наркология", "Женский и супружеский алкоголизм. Актуальные проблемы наркологии", "Классическая наркология", "Наркомания, алкоголизм, вопросы профилактики и реабилитации"; художественные произведения: "Борделяйн", "Безумие"; чл. редакционных советов моск. науч. журн. "Социальная и клиническая психиатрия" и "Аддиктология"; Н.: почетная грамота Министерства здравоохранения РТ, КГМУ; У.: путешествия, написание художественных книг из серии "Библиотека психоаналитического рассказа"; Яз.: англ.; E-mail: shaidukova@list.ru; Website: www.shaidukova.narod.ru
Неофициальная версия

С детства моя мама твердила о величии науки, которую она так и “не осилила”, но всегда мечтала, работая акушер-гинекологом в ведущей клинике города (к слову, очень неплохим акушер-гинекологом). Приводила в пример «гениального отца», чья студенческая курсовая работа по математике была признана кандидатской, прозрачно намекая на его брата и сестру, которые тоже преподавали в ВУЗе. В общем «психоаналитический» мотив того, почему молодая девчонка свою жизнь положила на научные исследования, очевиден, так как со своим учёным отцом удалось поговорить часов 5-6 (за 50 лет). Детские неотработанные обиды (плюс всё же генетика) позволили прожить четверть века в науке, ни на секунду не сомневаясь, что это и есть единственно достойное занятие в жизни. Кандидатская далась с кровью, но докторская… Всё шло легко – вот тогда я и оценила понятия «воодушевление» и «творчество». Никто в России не занимался супружеским алкоголизмом – я это знала точно, так что не пришлось перепевать старые мотивы.
Последние 20 лет были удивительными, так как к научной и педагогической работе (а лекции я читать очень люблю), присоединилась практическая. Каждый день благодарю свою профессию за то, что она дала возможность общаться с пациентами – среди них академики, профессора, учёные (признанные и непризнанные), литераторы (с именем и без), врачи, предприниматели, чиновники. Алкоголизм – «болезнь отрицания», но мои «алкоголики» не собираются ничего отрицать.
Справив свой полувековой юбилей, я решила, что пришло время отдавать "кармические долги" (так сказала моя умная подруга) и написала две книги – «Борделяйн» и «Безумие» из серии «Библиотека психоаналитического рассказа».
Обе книги чёрного цвета – как наше подсознание. Но об этом в разделе «Мои художественные книги».
О  СЕМЬЕ
       Сейчас многие пишут о  себе и своих семьях - такое поветрие. В психиатрии это называется  "сбором семейного анамнеза", в психотерапии  - "автобиографической инвентаризацией", в психологии  - какой-нибудь "интроспекцией", в быту  - обычным любопытством. Кто мы? Откуда? Что ждать от нас и наших потомков. Опять же, очень хочется гордиться - чем-нибудь или кем-нибудь.
       Сын говорит, что это интересно только для пишущих  (как чужой фотоальбом!), но я так не считаю, потому что принадлежу к другому поколению - поколению любознательных. Нам все интересно, мы во все хотим "совать свой нос", мы не равнодушные и  пока не поглупели. Хотя  некоторые сдаются и начинают смотреть сериалы.
       Коллеги - вузовские "преподы", большинство из которых настоящие ученые и личности творческие, интересуются многим (в это трудно поверить, но в прежние времена  не продавались диссертации, курсовые и контрольные работы!). В научной литературе   это  названо "высокой поисковой активностью", там  указано  на биологическую детерминированность данного свойства психики. Это  означает, что мы "не виноваты" в  своей неугомонности - такими нас родили, и мы обречены.
       И еще.  Получилось так, что я - счастливый человек. Меня всегда любили - и в семье, и в школе, и в институте. Когда, будучи уже взрослой женщиной, я обнаружила нелюбовь, то растерялась -  никто не говорил мне, что так будет! Преодолеть этот кризис помогли люди, которые на определенном отрезке жизни тоже обнаружили нелюбовь и не смогли сами с ней справиться, - мои пациенты. Если к любящей семье - маме, сыну и внуку -  прибавить  коллег-докторов, студенческую и кафедральную молодежь и всех, кому не безразлично мое творчество, то получится совсем неплохо! И все же, я постараюсь написать предельно правдиво, а это не только светлая, но и темная сторона, ведь мой сайт называется  blackside!
ДЕДУШКИ  И  БАБУШКИ

       Деда  со стороны отца я ни разу не видела, но знаю  о его трагической судьбе - все сведения нашла в Интернете в рубрике "Жертвы репрессий". Там  он упоминался дважды.

       Шайдуков Мирсаид Шагидуллович
Род. в  1880 г.,Спасский р-н, с. Новый Баран, татарин, чл. ВКП(б), проживал в городе Казани.
Арестован: 9 декабря 1929 года.
Приговорен: особым совещанием коллегии ОГПУ  29 янв.1930 г.
Обвинен: ст.58-11 (антиколхозная агитация).
Приговор: 5 лет концлагерей.
Источник: "Книга памяти Республики Татарстан".

       Шайдуков Мирсаид Шагидуллович
Род. в 1880 г.,Спасский р-н, с.Новый Баран , татарин, чл.ВКП(б).
Арестован: 17 июля 1938 года.
Приговорен: НКВД ТАССР  2 нояб. 1938 г.
Обвинен:  ст.17-58-8, 58-7, 58-1 (участник эсеровской националистической организации)
Приговор: дело прекращено за недостаточностью улик.
Реабилитирован 27 июня 1989 г.

       Бабушку с отцовской стороны видела однажды - во главе стола. Будучи еще  девочкой, я была приглашена в гости к  родственникам, которых совсем не знала. Бабушку звали Зуха. Это была умная, волевая и даже властная  женщина. Назвать ее  "старухой" не поворачивался  язык. Почему-то вспомнились пьесы Островского (взрослые снисходительно  относятся к детскому разуму, на самом деле дети  наблюдательны и интуитивны - потом   все  это  куда-то пропадает). Лишь позже я узнала о ее трудной жизни и не менее трудном характере (мама, когда злится, находит во мне ее черты).
       Конечно же, и ее муж, Мирсаид,  и она сама подвергались гонениям - не из-за свободы распоряжаться своим имуществом (ее семья всегда была бедной), а из-за свободы распоряжаться своими мыслями. Ее муж был репрессирован, после мытарств с четырьмя детьми она  подхватила туберкулез и передала его одному из трех сыновей - моему отцу.
       В "Книге памяти Республики Татарстан" есть такая запись.


       Шайдукова Зухра (варианты имени Зуха)
Род. в 1897 г., Кайбицкий р-н, с.Малые Кушманы, татарка, школьная работница.
Проживала: Спасский р-н,с.Новый Баран.
Взята подписка о невыезде 18 дек.1929 г.
Приговорена особым совещанием коллегии ОГПУ 29 янв.1930 г.
Обвинена : ст.58-11 (антиколхозная агитация).
Приговор: 3 года высылки из ТАССР.
Реабилитирована 27  июня 1989 г.



       Прежде чем  прейти к рассказу о людях, которые  являются моей семьей, близких и мною любимых, рядом с которыми прошло   детство и юность, я хочу передать свое  ошеломление, просто  шоковое состояние при поиске  материалов в Интернете. Открылась чудовищная картина всеобщего  холокоста. Тысячи имен рядовых жителей Татарстана - простых крестьян и середняков,  партийных и беспартийных, грамотных и не очень, как правило, с огромными семьями, в которых жены по мусульманским обычаям не имели других профессий, кроме "домохозяек" (что они делали после высылки мужей, что ели, чем кормили детей?) - были внесены в бесчисленные списки репрессированных.
       Мне, как психиатру, очевидно, что Вождь был безумен, но безумие его оказалось каким-то очень ловким и хитрым. Иначе как "регулируемой паранойей" это не назовешь. Мишени  были разными, но суть одна: истребить свой народ. Если в двадцатых годах  приговоры были связаны с колхозной тематикой и людей обвиняли "в антиколхозной  деятельности", то в тридцатых  приговоры  носили политический характер. Ну в какую еще "эсеровскую националистическую организацию"  мог входить мой  дед в своем  глухом татарском  селе! Бред!
       Масштабы  уничтожения поражают. В поисках  данных о судьбе прадеда я обнаружила в списках  "жертв  репрессий"  семь человек с именем  Насыбуллин Хабибулла! Складывалось впечатление, что татары  целенаправленно подвергались гонениям, что именно они-то и являются "жертвами  холокоста", но вспомнилась история изгнания из родных мест других  народов (татар хотя бы оставили на родине), уничтожение русских, евреев, народов Кавказа,  и стало страшно. Страшно не оттого, что страной руководил безумец, а оттого, что люди в течение трех десятков лет боготворили мучителя. Все обо  всем  знали - не могли не знать, знали и …боготворили.
    



ДЕД   -  АБДРАХМАН  ХАБИБУЛЛОВИЧ
        
       Жизнь деда, маминого отца, была очень короткой - всего тридцать шесть лет. Что он успел? Родился в 1906 году, вырос, рано начал работать, принял от отца дело (раньше "капиталисты"  своих детей не жалели),  в период  НЭПа стоял у прилавка своего магазина, женился, родил шестерых детей, (трое из которых умерли), построил  огромный двухэтажный дом в Адмиралтейской слободе (на берегу Волги, в месте под названием   "Бишбалта", что с татарского переводится как " пять топоров"), ушел на войну, в 1942 году погиб. Казалось бы, обычная судьба, - но не для нас.
       За кадром остались мысли, чаяния и надежды талантливого человека из прекрасной семьи, у которого должно было быть будущее, но оно не состоялось, потому  что  в настоящем его пригибали и ломали: отняли магазин, отобрали  большой двухэтажный дом, который он выстроил для своей семьи, поселили  в подвал этого  дома-мечты . Он был художественно одарен:  придумывал "рассказы для взрослых" и "сказки для детей", слушать которые приходила вся округа; легко говорил на татарском, русском и почему-то на идише (вероятно, потому, что занимался торговлей); пел печальные песни. Мама вспомнила лишь одну: "Вот умру я, умру, и похоронят меня, и никто не узнает, где могилка моя". Сентиментальная, конечно, но ведь все так и случилось. Никто не знает, где он погиб - в похоронке об этом написано не было.

Сидят: справа прадед Хабибулла,
слева - его сын Абдрахман (мой дед),
стоит: вторая жена прадеда Гайниджамал
18.09.1926

Дед Абдрахман в своем магазине
1927 год
БАБУЛЯ  -  МАГИРА  САФИУЛЛОВНА

       Это родной человек - был, есть и будет, так как уходит тело, а душа остается. С нами. Ее жизнь состояла из страданий и стойкости. Последней было больше, поэтому Магиру назвать несчастной никак нельзя. Несчастье внутри нас, а она в себя его не пропускала. Хотя, если разложить ее жизнь на составляющие, то возникает недоумение: за что все это?
       Она пережила все катаклизмы нашей страны: революцию, гибель двух братьев на гражданской, голод в Поволжье (мне, тогда еще девочке, она рассказала, что в соседней деревне съели ребенка), "раскулачивание", высылку родительской семьи в Магнитогорск, потерю близких (погибло девять человек!), "экспроприацию" дома после окончания периода "НЭПа", нищету и унижение в подвале собственного жилища, смерть троих детей  (Ляля умерла от голода в возрасте трех лет, Ринат - от дизентерии в возрасте   двух лет, Абдулла умер в полгода красивым здоровым ребенком   по неясным причинам), уход единственного  кормильца-мужа  на фронт и его гибель, опять же послевоенный голод, продовольственные карточки, длинные  очереди за хлебом  и, как следствие лишений, болезни.
       Я, не знавшая недостатка  ни в чем, живущая в "сытости" и  благополучии, не привыкшая к отказу (сейчас начинать уже поздно) порой брюзжу и жалуюсь - на власти, на финансовое неравенство, выдуманную "несправедливость" (хотя, если взглянуть на ситуацию системно, объемно и в длиннике, то выясняется, что все справедливо: кто хотел взять - взял, кто проявил слабодушие и легкомыслие - отдал, кто хотел достичь успеха - достиг, а желающие себя разрушить тоже смогли это сделать). После посещения европейских стран с их внешним порядком и чувством индивидуального достоинства, или возвращения из восточных стран с их внутренней налаженностью и чувством  родового достоинства, я впадаю в некоторое уныние: будет ли у нас хоть что-нибудь?! А потом понимаю - будет. Если мы смогли выбраться из таких чудовищных разрушительных тенденций (смогли?)  и побороть свой страх (побороли?), то перспектива движения  к лучшему  есть.
       Смущает только одно. Как утверждают психоаналитики, труднее всего работать с чувством стыда и преодолевать устойчивые внутренние иллюзии.

Бабуля Магира в девичестве (сидит справа)
26.05.1926
Семья в 1934 году: Абдрахман (дед), Магира (бабуля)
Марьям (тетя) и годовалая Саяра (мама)

       Бабуля Магира мне очень близка - с ней я провела детство и юность. Она прожила семьдесят пять лет и, по мусульманской традиции, не имела официального места работы: ее "местом работы" был дом, а трудовым коллективом - семья. Она воспитывала не только меня, но и двух девочек старшей дочери Марьям - Леночку и Лилечку. Так как бабуля у нас была одна на всех, а жили Сахаповы в Москве, то и я долгое время находилась  вместе с ними. С тех пор Москва стала для меня  родным, понятным и очень любимым городом.
       Сначала мы с бабулей обитали  на проспекте Мира, занимая две комнаты из большой квартиры (кроме двух сестер, бабули и меня там проживали члены другой семьи, насчитывающей пять человек). Помню, на Новый Год тетя Катя соорудила кокошник для Лили - платье родители уже выслали из-за границы. Снегурочка получилась премиленькой. А какое ликование было после того, как дядя  Павлуша  вернулся с прогулки и сказал, что летчик  по имени Юрий Гагарин полетел в космос! Мы тут же включили телевизор, (в 1961 году это являлось невиданной роскошью) и увидели веселое лицо космонавта, почти еще мальчика, который улыбнулся нам с экранов, и мы улыбались ему в ответ.
       А через месяц мне исполнилось четыре года.   Леночка (в свои двенадцать лет она казалась очень взрослой, осталась "за старшую"  и принимала "отчет" по покупкам у Магиры) подарила мне крошечного космонавтика в ракете. Вынимая его из коробки, она важно сказала: "У тебя целых четыре подарка: космонавт, ракета, коробочка и ленточка". Ее мнение для нас, малышей, было авторитетным, но однажды я  ее все-таки побила. Дело было так. К нам в Москву приехал всеми обожаемый дядя Риф, в то время легкомысленный студент медицинского института с  привлекательной, прямо-таки завораживающей внешностью. Он и в общении был очень харизматичным. "Ленке-пенке" на день дали почитать "Трех мушкетеров", и она вся ушла в книгу. К приезду сына Бабуля приготовила торжественный обед (татарская куриная лапша, эчпечмаки или перемячи, не помню,  на сладкое  по случаю всеобщего торжества купили любимую кос-халву). Ленку звали к столу раза три - бесполезно, в конце концов, послали меня. Помню свое детское возмущение: "Дядя Лиф плиехал!" и в ответ рассеянное: "Без тебя  знаю". Что было делать? Решение пришло молниеносно: взяв  Ленкину  голову, я с силой ударила ее об стену. Сначала ударила я, а потом Магира  наказала  меня, заперев  в темной комнате. Даже тогда я ни на кого не обижалась, понимая, - поделом! С тех пор ко мне пришло осознание того, что за каждый удар полагается  наказание, но оно того стоит!
       Несмотря на детский возраст Лена была очень ответственным человечком. Как-то зимой мы решили поехать на лыжах в Сокольники, бабуля строго-настрого запретила покупать  пирожки и оставила  денег лишь на дорогу. Было очевидно, что к приходу нас будут ждать вкусные печености, но кушать захотелось уже после первой горки. Старшая сестра достала припасенный  "на черный день" пятачок и купила пончик, разделив его пополам - мне и Лилечке. Мелочь, конечно, а почему-то запомнилось.

В центре - бабуля Магира, вокруг ее внучки -
Лена, Лиля, Ляля и сын - Риф
весна 1961 года

       Позже московская семья переехала на  Большую  Грузинскую, что рядом с метро "Краснопресненская" неподалеку от зоопарка. Девочки уезжали на все лето к родителям в Африку, и мы с бабулей оставались в пустой трехкомнатной квартире - тоже на все лето. Удивительное  это было время! Я познакомилась со всеми  детьми в округе, ходила с ними на утренние сеансы в кинотеатр "Баррикады" (мультфильм "Маугли" смотрела несколько раз), или в другой - "Пламя" (очень впечатлил фильм "Миллион лет до нашей эры"), лазила  в зоопарк через дырку в ограде, поджигала тополиный пух неподалеку от одноэтажных деревянных домов, ждущих сноса; покупала леденцы в кондитерском отделе "высотки", а, оставшись одна,  много читала и…мечтала. Детям для внутреннего развития  одиночество тоже необходимо.
       Помню еще одно лето 1969 года. Леночке  исполнялось двадцать лет, и они с бабулей решили пригласить молодежь на день рождения. Дядя Риф со своим бесшабашным приятелем Феликсом Коротковым оказались в Москве и  также пришли на праздник, где собрались одногруппники сестры - студенты-МИМОвцы (тогда буквы "Г" еще не было в  аббревиатуре, и существовала присказка: "Кому МИМО, а кому и МИМО" с ударениями на последнем и первом слогах). Было весело: сестра играла "Ноктюрн" Шопена, ребята с аппетитом ели бабулины заготовки, все слушали  Азнавура и Адамо (очень модных в ту пору), а потом танцевали. И такой беззаботной юностью  веяло от  собравшихся  на Леночкино двадцатилетие, как от фильмов Гайдая, чья  "Бриллиантовая  рука" шла во всех кинотеатрах в то московское лето!
Бабуля Магира и Леночка: подготовка ко дню рождения

       Бабуля попеременно жила то в Москве, то в Казани. В родном городе у нее была важная миссия:  водить внучку в музыкальную и английскую школы (дети просто так, как бурьян во дворе, не растут - над их воспитанием и образованием надо работать). Много лет мы тесно общались  с семьей Дун, насчитывающей пять человек и проживающей в доме напротив. Они познакомили маму с будущим отчимом, у которого была сводная  сестра Эля, которая являлась женой дяди Оси, который был сводным братом Ефима Романовича - главы семьи Дун (в общем, такая запутанная родственная  связь). Я дружила с детьми,  Маринкой и Сашкой Дун, а  Магира Сафиулловна - с их бабушкой,  Евгенией Моисеевной (вообще-то в семье Дун  главенствовала Роза Сергеевна - пример настоящей "еврейской мамы", свободно говорившей на идише). Между бабушками было соперничество. Сегодня, по прошествии многих лет, я могу сказать, что между мной и Маринкой тоже существовала конкуренция, причем, навязанная миром и амбициями взрослых. А еще между семьями витало нечто неуловимое, непостижимое, тем более для моего тогда еще детского разума, что искусственно отдаляло нас, внося диссонанс в добрые отношения. Сейчас мне как никогда отчетливо видна причина - пресловутый "национальный вопрос".
(Справив свой полувековой юбилей, я  приняла решение обманывать лишь по крайней необходимости и написала три книги - "Борделяйн", "Безумие", "Открывая матрешку", в которых наряду с другими важными для меня вопросами пытаюсь коснуться темы взаимоотношения двух семей - татарской и еврейской - сквозь призму восприятия выросшего ребенка)
       Удивительна жизнь, особенно на том  ее отрезке, когда все еще живо, ярко, насыщенно, но уже требует экзистенциального пересмотра и переосмысления; когда появилось нечто, похожее на мудрость, и обнаружилось что-то, похожее на  эпистолярную одаренность (многие в этом возрасте пишут "мемуары" и совсем неплохо!). Удивительна жизнь еще и потому, что, как сказал Экклезиаст, "нет ничего абсолютного, все относительно, нет ничего вечного - все  преходяще".
       Двадцать лет бабуля была мне няней, бонной, советником, телохранителем, визирем и слугой, а потом  все изменилось, и в ее последние два года жизни, когда она оказалась полностью обездвиженной, физически и психически беспомощной, я стала ее няней, бонной и слугой. Настрадавшаяся от лишений, потерявшая  родителей, братьев,  сестер, мужа и троих детей, бабуля у своего Бога просила немного: не быть в тягость на закате жизни, умереть летом, чтобы "не ложиться в холодную землю",  быть в здравом рассудке и памяти, провести последние минуты в окружении родных людей.
       Она умерла, изможденная тяжелой болезнью, аномально холодной  зимой (с великим трудом отыскали могильщиков, согласных копать промерзшую до сорока пяти градусов землю); не помня последних лет своей жизни и не узнавая близких. Но самое горькое было то, что в тот вечер, мы, уставшие и обессиленные от постоянной борьбы  за ее жизнь, ненадолго расслабились, ушли в другую комнату, где в канун нового года показывали чудесный фильм - "Три мушкетера", и были счастливы, даже не подозревая, что рядом в это время умирает любимый человек. С тех пор я не особенно-то верю в милость и великодушие Бога.

ПАПА  -  КАЗБЕК  МИРСАИДОВИЧ

       О нем знаю немного, в основном, с чужих слов - бабули, мамы, дяди, двоюродных сестер, а теперь и родных. Встречалась с ним раз пять-шесть с перерывами по десять лет и больше, но образ сложился - противоречивый, порой даже парадоксальный. Как и сам отец. Казбек Мирсаидович закончил "мех.мат" (тогда это был "физ.мат") Казанского государственного университета. Если учесть, что он вышел из семьи, где и дед, и мать, и отец были репрессированы, да не по одному разу, то поступок этот вызывает уважение. Значит, действительно имел способности. (И это не миф, хотя  фантазий в семье отца было немало, мне пришлось отделять выдумки от реальности, Так, лет тридцать назад его сестра Роза Мирсаидовна, которая в ту пору являлась доцентом мед.института и читала лекции по "истории медицины" рассказала мне такую "историю": якобы, ее брата забрали "в подвалы Черного озера и пытали". Сейчас  я изредка  общаюсь со своей сводной сестрой Диной Казбековной, и она лишь пожимает плечами - ничего такого не было!).
       Знаю, что он неплохо играет в шахматы и очень любит это делать, а еще он прекрасный оратор. В разговоре как-то услышала фамилию Яблокова, который курировал талантливого студента (интересно, это отец или дед Марины Яблоковой?). Краем уха до меня дошла легенда (или быль?), что отца приглашали работать в "институт Стеклова" и что когда-то он вошел в какой-то общемировой список самых одаренных математиков. Все возможно. Он является левшой, который легко пишет обеими руками. С точки зрения нейрофизиологии (и нейропсихологии) праворукие левши - те еще штучки! У них хорошо развиты как аналитические функции (математик), так и художественные (красноречивый и эмоциональный). Всю жизнь преподавал "мат.анализ" в ВУЗах , последнее место - КГУ.
       Слышала от его бывшего студента (Владимира Зискинда, он  работает в нашем  ВУЗе и  даже помог скомпоновать первую версию моего сайта), что отец был блестящим лектором, любимым студентами. То же говорили и мои одноклассницы Соня Фишман и Гуля Данилова, которые  слушали его лекции на  "мех.мате". Якобы, он умел "объяснить на пальцах" то, что объяснить в принципе трудно. Может, способность к преподаванию в семье Шайдуковых  наследственная, так как и бабушка Зуха была связана со школой и учительством, и трое ее детей - Галиб, Казбек и Роза  были доцентами ВУЗов. (Если к этому списку прибавить мою маму, чьей второй профессией было преподавание в мед.училище, а также дядю Рифа, который в течение двадцати лет вел занятия студентам на военной кафедре нашего института, то мне просто некуда было деваться, как только идти в Высшую Школу "преподом").
       Теперь о характере отца - он сложный. Причин тому много: и кавернозный туберкулез с удалением почти всего легкого, и тяжелое, полное лишений детство, и многое другое. Но главное, я думаю, это то, что он был у матери любимчиком, ему позволялось многое,  что другим детям запрещалось. Всю свою жизнь он был с ней связан мощной психологической пуповиной (бельевые веревки!)  и искал у нее поддержки. Не думаю, что смерть матери что-нибудь изменила (я видела бабушку Зуху только однажды, но запомнила на всю жизнь: умная, властная, поглощающая - психоаналитики  сказали бы "пожирающая" - по-моему она не из тех, кто отпускает). Нас трое - его дочерей, и в каждой  сидит Казбек, какая-то его часть. Только культурные, мягкие, теплые матери,  их доброе отношение и миролюбивое воспитание как-то еще уравновесили строптивость "шайдуковской породы".
       В моем альбоме лишь одна фотография семьи Шайдуковых: в центре Зуха с внучкой Гузель, справа ее дочь Роза, слева - сноха Сония, справа стоит Казбек, в центре -  старший брат Галиб, слева - младший брат Узбек.
       Говорят, мы очень с отцом похожи.

МАМА  -  САЯРА  АБДРАХМАНОВНА

       Бессмысленно писать слова любви к маме на страницах своего сайта - это тонкое чувство, не рассчитанное на  всеобщее обозрение. К чувству любви примешивается уважение и … удивление. А удивляться есть чему.
       Мама родилась за восемь лет до войны в 1933 году. Из троих оставшихся в живых  детей была у отца самой любимой. Вероятно, это поддерживало ее всю жизнь. Кроме нее в семье росла  красавица-Марьям,  на шесть лет старше мамы, и за год до войны родился брат - Риф. Когда спрашиваешь маму  и дядю, что они помнят из детства, то ответ прост - постоянное чувство голода. (Как-то у  великолепного актера Табакова поинтересовались, почему  он всегда  что-то жует. Он с мягкой усмешкой ответил:  "Никак  не могу наесться после  военного голода"). Жили в подвале собственного дома аж до 1963 года. Комната была тесной, но очень уютной: комод, шкаф, металлическая кровать с набалдашниками,  круглый стол,  в центре -  импортная  кушетка (гордость!), и все в бесчисленных вязаных  покрывалах, вышитых салфетках, да еще "со слониками" (сейчас это винтаж!). В крошечной кухоньке стояла керасинка,  из двух окон были видны ноги проходящих людей.
       Дядя Риф, человек эмоциональный и даже взрывчатый, говорит, что на его характер повлияли пережитые трудности: ночные походы за углем, дневные походы за водой на колонку, растопка печи в промерзшей комнате, пилка дров, работа на огороде (это без воды-то!), бесконечные очереди c рассвета  за скудным пайком. Так жила вся страна. Если к этому прибавить репрессивные меры властей в отношении своих граждан, то картина получается безрадостная.  Старую бабулину подругу посадили за шитье платьев, мужа  соседки - за мешок картошки,  ее дочь - за продуктовые карточки. К тому же после войны начался бандитизм.
       Все мое детство бабуля вспоминала человека по имени "сиволощ Серегин" (в татарском языке нет буквы "ч"). Он организовал банду, которая грабила и убивала. Наша семья за погибшего на фронте отца получила какую-то сумму денег, видимо, немалую, раз бандиты по наводке соседа ворвались ночью в дом и буквально "поставили всех под пистолет". Недавно я смотрела сюжет в документальном сериале под названием "Следствие вели…", в  котором бывший "майор Томин" рассказывал о безжалостном бандите, промышлявшем в послевоенной Казани разбоем и не оставлявшем свидетелей. Почему  он оставил в живых  нашу семью - загадка. Но самая большая загадка  это то,  что несмотря на все тяготы и лишения страна ухитрялась быть счастливой. Бедность, энтузиазм, вера в будущее - вот составляющие того счастья.
       Мама  росла очень бойкой девочкой, за что ей доставалось от Магиры (а рука у бабули была тяжелая). Когда старшая сестра Марьям, чтобы прокормить семью, встала в четырнадцатилетнем возрасте за прилавок, мою маму заставляли клеить продуктовые карточки, но ей,  как всякому подвижному веселому ребенку, хотелось играть на улице. На помощь приходила малярия, которой она  действительно болела, и чья лихорадка таким печальным образом освобождала ее от повинности. Так-как  есть хотелось всегда, то смышленая девочка проявляла чудеса предприимчивости: она покупала  в аптеке витамины, заворачивала каждую в обертку и устраивала "лотерею" - товар шел на "ура".
Может, в этом проявились  ее купеческие корни?

Бабуля Магира, Саяра, Риф и Ахсан Сахапов
27.03.1949
       После окончания седьмого класса мама поступила в ФАШ - "фельдшерско-акушерскую школу" (так называлось мед.училище). С фотографии тех лет на нас смотрит серьезная девочка, а на парте написано "БЕРЕЗИНА" - это "Машка Березина", которая потом вышла замуж за "Петю Мельникова", преподававшего у меня суд.мед. экспертизу. Как-то я читала лекции в 12-ой гор.больнице, и в перерыве стала рассматривать стенд - там я обнаружила имя "Машки Березиной", которая  работала какое-то время гл.врачом.
Занятия в ФАШЕ
       А еще у мамы была первая любовь - сосед  "Алик-мишарин". Дядя Риф говорит, что, вероятно, она  за всю жизнь никого больше и не полюбила. Такое бывает. Когда в возрасте семидесяти лет мама лежала в больнице по поводу мерцательной аритмии, к ней - больной и постаревшей - пришел тот самый "Алик-мишарин". Недавно он умер.
Мама и "Алик-мишарин"
       Потом  был медицинский институт, лечебный факультет, куда мама поступила  без экзаменов, так как окончила ФАШ  на отлично. Но ничего бы в ее жизни не случилось, ни в какой институт она бы не поступала, если б не вмешательство чудесной женщины - Надежды Федотовны. Из-за крайней бедности бабуля  настаивала на том, чтобы моя мама пошла работать мед.сестрой, и добилась бы своего, если бы не ассистент мед.института Янковская, которая еще и подрабатывала в ФАШе. Она не поленилась приехать к нам домой и убедить бабулю не препятствовать дальнейшему обучению дочери. Все-таки удивительными были люди в те далекие времена!
       Список событий в институтской жизни мамы немал: зубреж в анатомичке, танцы в КАИ,  походы в кино, на каток и в театр с просмотром на галерке всего репертуара, субботники и воскресники, майские и ноябрьские демонстрации, студенческие вечеринки, невинный флер и свадьбы однокурсников. На  пригласительных выведено: "Уважаемый …тов Тухватуллина  приглашаем Вас на свадебный вечер".Тогда все были "товарищами" (может, потому и выжили)!
       Отдельная тема, которая называется  "этот Мишка Фишер". Михаил Ефимович Фишер (вообще-то он Мейер Хаймович, но тогда умнее было об этом не вспоминать) являлся "штатным ухажером" моей мамы. Она знала, что ему нравится  и жутко с ним  кокетничала. Они учились в одной группе, делились лекциями и конспектами (о, старые конспекты - это песня!), перекусывали  в перерывах  в институтских буфетах, ходили на вечера, но все это было лишь легким флером. В детстве я спрашивала маму: "А мог бы "Мишка Фишер" стать моим отцом?"  на что получала  ответ: " Тогда бы у тебя уши были оттопыренными". Но чудится мне, что идея "потенциального отца" все же засела где-то в глубинах подсознания, иначе почему  у меня - чистокровной татарки - нет-нет да и проскользнет "эта еврейская тема"?
       Каждые пять лет они  общаются на "встрече однокурсников", не пропуская ни одной. После пятидесятилетия  окончания ВУЗа  Михаил Ефимович грустно сказал:  "Теперь, Сонечка, будем встречаться каждый год". А недавно я услышала обрывок их разговора по телефону. Мама сокрушенно кивала головой: "Да, Мишенька, вот и Жени Загайнова нет, и Рита Сальникова умерла, (я подумала, что-то знакомые имена, ах да, пригласительные на свадьбу!), и Витя Наумов, который все организовывал, внезапно скончался. Не ожидала от него этого! Да-да, надо встречаться почаще, собирать остатки  однокурсников". После этой подслушанной беседы смерть для меня стала предметом обихода.

Анатомичка
       Мама любит перечислять имена своих старых преподавателей: "Терегулов, Маненков, Омороков, Кибяков, Миславский, Харитонов…" ("ага, Мурат, Озол, Алуф, Блюмштейн, Эпштейн", - легкомысленно перебиваю я этот пафосный монолог).
Иногда она критически говорит: "Ты - ненастоящий профессор. Вот наши профессора были важными, неторопливыми, осанистыми, ходили в шубах, на голове - бархатный "пирожок", а в руках трость с набалдашником". Я всматриваюсь в фотографии ее учителей из выпускного альбома  1958 года и соглашаюсь: действительно, другие лица, из другой, дореволюционной  эпохи. "Так  ведь и  Николай  Басков не похож на Федора Шаляпина", - бормочу в ответ.
       Теперь самое время рассказать о ее старшей сестре и младшем брате - Марьям и Рифе. В молодости они были звездами, во всяком случае в "Бишбалте" - месте, в котором выросли и где было мало красоты. Может, где-нибудь в Голливуде они сделали бы неплохую карьеру, но в казанской глубинке они максимально достигли того, что дало им то непростое сталинское время.  Самая удивительная жизнь случилась у Марьям, при виде которой все восхищенно вздыхали: "Дина Дурбин!".
       До двадцати лет у нее все шло по заданному сценарию: трудное детство, потеря отца на фронте, нищета, прилавок с четырнадцати лет, продуктовые карточки, талоны - как у всех. Но она была красавицей, модницей и щеголихой, будто готовилась совсем к другой жизни, и это произошло одним  удивительным вечером, когда, надев свое лучшее платье Марьям пошла со своей подругой в Татарский театр. В тот же вечер красавец-военный Ахтям Сахапов, приехавший в родную Казань на неделю, чтобы найти  жену, уже  потерял надежду встретить свою избранницу и рассеянно слушал  брата Ахсана, как неожиданно почувствовал толчок: мимо шла она - стройная пышногрудая красавица. В общем, свадьба состоялась незамедлительно, а через  несколько дней он увез ее в Москву.
       А потом полгода не было никаких вестей.  Магира слегла, безразличная к детям и всему происходящему, - маме пришлось взять все в свои руки (благо рядом были друзья - Хадыча-апа и ее дочь, Равия, подруга и одноклассница Марьям). Она не знала, что зять прошел войну разведчиком, потом  продолжил свою работу в других странах, и что на тот момент ему было запрещено куда-либо писать, так как его с молодой женой забросили далеко за границу. Всю дальнейшую жизнь Марьям-апа провела на чужбине, изредка приезжая к детям. География была проста: Балканы (послевоенный балканский вопрос), Албания (политическое определение страны), Будапешт (венгерский путч), Ливия (революция), Алжир, Эфиопия (освободительное движение "черного континента"). Она умерла рано - в шестьдесят шесть лет. Я была к ней очень привязана.

Демонстрация весенняя (сзади портрет Сталина)
Демонстрация осенняя
В первом ряду будущий проф. Красноперов и доцент Канцеров,
во втором ряду мама с Ритой Ковтун

Семья Шайдуковых пятьдесят лет назад
Пригласительные на свадьбы
Красавица Марьям
Ахтям Сахапов (справа) с братом Касимом
Любовь
       Мамин брат Риф жив по сей день и частенько приходит в гости (он любит общество!). В этом году у него юбилей, но он старается избегать этой темы, так как хочет навсегда остаться  "красавчиком Рифчиком". А бороться есть за что, так как природа, не скупясь, одарила его внешней привлекательностью, гармонично сочетающейся с внутренним шармом. Он знал об этом и вовсю эксплуатировал свои данные (в прежние времена еще не появились "мужчины-мачо", так что он был одним из первых). Жизненный путь совсем неплох: медицинский институт, спец.ординатура, служба в армии офицером, работа врачом, женитьба, работа преподавателем военной кафедры, пенсия и еще работа (зам.гл.врача по гр.обороне, воен.врач, зав.отд.поликлиники, мед.чиновник и т.д. и т.п. - всем бы так!). У него две прекрасные дочери, красавица-жена, которая работает врачом-стоматологом, в целом, все хорошо, но мятежная душа дяди Рифа томится. Видно, какая-то другая жизнь была для него уготована, та, о которой он не знает, но в глубине души подозревает.
Встреча Гагарина
       На старших курсах мама вышла замуж. На вопрос о том, зачем ей был  нужен посторонний человек, который родным так и не стал, она отвечает односложно: "Надоела нищета, хотелось подняться". Потом, как бы оправдываясь, добавляет: "Он был доцентом, на шесть лет меня старше, а значит, опытней. Я связывала его с образом наших преподавателей, которых мы боготворили. Он безумолку  говорил, будто читал нескончаемые лекции. В общем, заболтал. Дуреха". Брак продержался недолго, мама ушла от отца, еще будучи беременной. На это были веские причины, но писать об этом  мне не хочется (отец, все-таки).
       После моего рождения у мамы началась "взрослая жизнь". Несколько лет было посвящено поиску мужа (она всегда хотела замуж - в этом наше отличие), которого все-таки нашла с помощью друзей и родственников (тогда существовал негласный "кружок  сватовства"). Мне исполнилось  девять лет, когда "мама вышла замуж" и весьма удачно. Отчим Альберт казался  добродушным, чистоплотным, в общем-то недалеким человеком, который любил декламировать "стихи":  "Я  варение клубнишно обожаю оченно, кушай-кушай, дорогая, за него заплоченно", и при этом первый счастливо смеялся. Народ был простой в те хрущевские времена, поэтому  все вокруг тоже дружно хохотали. Я вначале очень ревновала маму к "Альбертику", но потом по-детски привязалась, потому что он ходил на родительские собрания в школу, вырезал из фольги елочные игрушки,  готовил со мной геометрию, выполнял за меня  работу по черчению. Он научил меня быстрому счету, хорошей графике (числился  в строительном  институте  на вечернем отделении  в течение десяти лет), любви к опереттам  Кальмана, чтению энциклопедии. Мама прожила с ним девять лет  до того самого мартовского дня, когда  он объявил о своем уходе. Думаю, что все дела были сделаны: диплом защищен, квартира получена, должность главного инженера - тоже, и только я знаю, чего все это стоило маме. Когда  я  ее спрашиваю, зачем  было нужно так сильно "поднимать Альбертика", ответ прост:  "от коллег было неудобно - вечный студент". А  по-моему, обычное течение жизни: уходишь ты, уходят от тебя.

Молодой "Рифчик"
Офицер Тухватуллин Риф Абдрахманович
       Теперь о тех самых "коллегах". У мамы в жизни  случилось огромное счастье - ее работа. При социализме это являлось нормой. Не то, что заниматься  больше было нечем…,  а  в общем-то, да - нечем. За рубеж не пускали, или только в "соц. страны", и только благонадежных, прошедших унизительный  допрос. (Чем отличается НАТО от СЕАТО? Сколько стран входит в ООН и где расположена штаб-квартира? Какие страны относятся к "неприсоединившимся"? Что ответите, если в Египте к Вам подойдет араб и спросит  о системе образования  в Советском Союзе?). Работа заменяла все, и… "оно того стоило", так как  коллективы были дружные - делить было абсолютно нечего.
       Мама проработала  акушер-гинекологом  больше сорока лет в престижной клинике под названием "Красный Крест", что  на Большой Красной, и была профессионально счастлива. Клиника принадлежала ГИДУВу (сейчас это медицинская академия), врачи и члены кафедры жили одним коллективом. Краем уха я слышала об их бурной жизни, и это действительно казалось интересным! Темы были разные: романы, свадьбы и разводы; руководители, защиты и банкеты; "пятиминутки", клинические разборы и конференции; аборты, роды и операции. Вероятно, мама действительно хорошо работала и являлась прекрасным  специалистом, так как на моей памяти десятки женщин, приходивших к нам домой с единственным желанием - иметь ребенка. Они много лет лечились от бесплодия, (а это не так-то легко, особенно если оно гормональное), потом приводили к нам в гости  долгожданных детишек. Удивительно не то, что цель была достигнута, а то, что маме хватало терпения "возиться" с этими пациентками,  вселять надежду и оправдывать ее в течение долгого времени (одна женщина забеременела через двенадцать лет). Если учесть, что дело было в далеких  60-70ых, когда современных технологий просто не существовало, то можно сказать, что моя мама творила чудо.
Свадьба мамы
       После развода осенью 1975 года она поехала врачом в Польшу на несколько лет. Я осталась жить с бабулей, будучи уже студенткой медицинского института. Люди недобрые и ограниченные осуждали ее, но я понимала - это являлось на тот момент единственным  мудрым решением, так как она "прорубила окно в Европу", хоть и социалистическую. Вскоре через это "окно" повалили продукты западной цивилизации и товары западного потребления: немецкие ковры, редкие книги, потрясающее белье, какое мы сроду не видывали в советском  захолустье, спальные принадлежности, посуда, одежда, обувь, модные очки (для очкариков это очень важно) и многое другое. Всего посылалось так много, что парики, пеньюары и покрывала я сдавала в "комиссионки" или везла на "барахолку". То ли вещи были уж очень дефицитными, то ли цену я ставила невысокую, но все уходило очень быстро.
       В 1977 году мама приехала на мою свадьбу, все устроив "по высшему классу". Платье, которое она мне привезла, насчитывало несколько слоев и было  довольно дорогим (потом я  продала его за триста рублей, не из-за денег, их у нас  уже было достаточно, а из-за объема - в тесной "хрущевке" оно просто не умещалось). Зять ей понравился - в то время он действительно был очень славным русским мальчиком, с милыми ямочками на щеках, забавными жестами в виде скрещивания рук, застенчивой улыбкой, услужливыми манерами, полный надежд, которые  впоследствие разрушались по мере ухода в одну пагубную страсть. Уезжала она успокоенная, так как дочь была пристроена за надежным парнем из хорошей семьи (его папа был военным, а мама преподавала в торговом техникуме).

Мамин "ГИДУВский" коллектив
       И все же ей пришлось брать частые отпуска, так как бабуля дважды ломала шейку бедра и  в конце концов стала обездвиженной (эти переломы губительны для стариков, с них начинается забвение мозга). Мы прожили вместе семь лет, пока мама не собрала деньги и не отдала нам за кооперативную квартиру. Наша  тесная "двушка" дорога мне - там родился сын. Вначале мы хотели назвать ребенка Илюшей, но потом  в честь высокого красавца Стаса Намина выбрали это имя (кто знал, что настоящий Стас Намин невысок ростом, склонен к лишнему весу, бывает часто небрит, но при этом завязывает длинные жирноватые волосы в хвостик! Сегодня мне этот образ кажется довольно милым, но в юности, когда  "хочется  красивого", я бы, пожалуй,  воздержалась от подобного фанатизма). На старой квартире мы были счастливы и несчастливы одновременно.
Свадьба дочери
       И вот что удивительно, мы с мужем развелись не тогда, когда обитали с "доминирующей тещей" под одной крышей, а через четыре года самостоятельной,  материально обеспеченной жизни в прекрасных условиях новой квартиры. (Когда-то прозорливый Михаил Булгаков написал: "квартирный вопрос испортил москвичей", но по моим наблюдениям он вообще что-то портит: покупка или строительство дома, переезд в роскошные апартаменты что-то сдвигает в отношениях людей.
       В кооперативе, купленном мамой, я проживаю вот уж четверть века и очень его люблю. А  дело… в  рассветах. Напротив моих окон простирается горизонт, за  небольшой  лесопосадкой  расположился  коттеджный   поселок - все довольно низкое и не закрывает восходящего солнца. Когда я - неисправимый жаворонок - поутру пью кофе на кухне, то его розовый ореол окрашивает мои мысли  в нежные тона. В этом  доме вырос Стасюша, его воспитанием занималась мама: именно она водила его к логопеду, ходила с ним в кино (по два сеанса), сделав его знатоком и  киногурманом, именно при ее деятельной поддержке я смогла защитить кандидатскую, а потом и докторскую диссертации (во время многочисленных поездок в Москву, где находились диссертационные советы, внук полностью был предоставлен ей). Действительно, успех просто так не приходит: он всегда опирается на чью-то удобно подставленную  жизнь.

Маленький Стасюша с родителями
Стас с бабулей Саярой
Мамина семья
ПРАДЕДЫ

       Знаю  о судьбе только двоих  прадедов: с материнской стороны -  это Сафиулла (отец бабушки Магиры)  и  Хабибулла (отец дедушки Абдрахмана). Оба - достойные люди, заметные и неординарные, вероятно, поэтому их  жизнь  сложилась трагически.
       Прадед Сафиулла родился и жил в деревне Арняш  Арского района. Известно, что его отца звали Насибуллой,  и он был родным братом  знаменитого в Казани купца Галеева , или  по-другому  Галимбая, который  женился на племяннице  Шигабетдина эль-Марджани   Марьям.
       Один из моих дальних (ну очень дальних) родственников  при встрече  всякий раз напоминает о том, что является прямым потомком  Марджани, а я - "сильно боковым". Он даже преподнес  в подарок седьмой номер журнала "Казан утлары" от 1989 года, в котором  представлено генеологическое  древо рода  Марджани. Что тут скажешь,  все правда, но я бы на его месте не стала так  воспевать свое происхождение, дабы не попасть в категорию "детей лейтенанта Шмидта".
       И все же, почему так возносится имя  Марджани,  почему так много людей мечтает принадлежать к его потомкам?  Ответ я нашла при посещении древнего городища Булгары. Это действительно был незаурядный человек, причем, для любого времени. Широко одаренный, энциклопедически образованный, духовно сильный  он  внес светское начало в татарскую культуру (как Мустафа Кемаль Ататюрк - в турецкую).
       Итак, братья  Галеевы были трудолюбивы, но Галимбай  жил в Казани,  один за другим открывая магазины и покупая дома  в  Новотатарской  слободе, а  Насибулла осел в деревне. В огромном,  по тем меркам,  доме  проживала его семья,  там родился и мой прадед Сафиулла, и бабуля - Магира. Она часто рассказывала о том, как они с братьями ездили в Казань к родственникам,  и как внучка  Галимбая  Разия-апа  играла на пианино татарские мелодии. В детстве меня часто брали в гости к этой "внучке", да и она сама приходила к нам на стариковские "девичники". Как сейчас помню:  за столом  чинно сидят  подруги и родственницы бабули в белоснежных, заткнутых  за уши платочках (чтобы  были видны золотые серьги!), и тоненькими голосами поют песни, а  "байская" внучка    Разия -апа  так же  бойко играет на моем пианино, как много лет назад.  На столе "кунак-аш" из прозрачной лапши,  эчпечмаки и сладкий творожный пирог  к чаю. Трагично   сложилась судьба прадеда Сафиуллы и всей его семьи, насчитывающей двенадцать человек. Выжили лишь трое, а  сам он с женой Аминой сгинул, погиб по дороге в далекий Магнитогорск.
       Акцию по отъему имущества и выселению людей из родных  очагов назвали "раскулачиванием". На деревню дали "разнарядку" - три семьи. Семья Сафиуллы жила в большом доме, при сборе урожая нанимала батраков, с которыми обедала за одним столом. Его брат Галимбай был известным купцом  и привозил мануфактуру  для всей деревни бесплатно. Это все учли, так же,  как и то, что два сына  Сафиуллы погибли в гражданскую войну, борясь за всеобщее равенство на стороне Советской власти. В общем, они были первыми в списке для выселения в далекие края, на необжитые земли. Моя бабуля осталась жива только потому, что вышла замуж за  казанского купца.
       Второй  прадед,   Хабибулла,  выглядел очень представительно и был, судя по фотографиям,  фактурным  мужчиной (бабуля предпочитала другое модное в то время слово - "фартовый"). Уверенный взгляд, прямая осанка, лихо подкрученные усы, щеголеватая одежда, золотой перстень - такой, несомненно, нравился  женщинам. Он рано потерял жену - мою прабабушку - и с четырьмя детьми женился на женщине, которая была на двадцать восемь лет его моложе. Гайниджамал  (так ее звали) обожала  мужа и не слушала завистливых соседок, которые сплетничали и доносили, что "Хабибулла опять пошел в бардак" (городской бордель на Проломной, сейчас это улица Баумана, где разрушается уникальное  здание  бывшей гостиницы "Казань" с "нумерами").
       Он был купцом, держал лавки, воспитывал кроме своих четверых детей двоих приемных -  жены  в мусульманских семьях не работали, а мужья  содержали безбедно с десяток  домочадцев.  Судьба к Хабибулле была более благосклонна, чем к Сафиулле,  -  хотя бы остался жив.  Он тоже был репрессирован,  арестован 29 сентября 1931 года и приговорен к пяти годам концлагерей (в "Книге памяти Республики Татарстан" перечислены три статьи: 58-4, 58-11, 58-12). Вернувшись, он заболел туберкулезом, потерял от побоев все зубы, сильно одряхлел и не мог самостоятельно есть. Жена  Гайниджамал  жевала хлеб и клала ему в рот. Она купила корову и отпаивала его молоком, так как врачи при туберкулезе настоятельно советовали его пить. Счастье - иметь любящую жену.
       Реабилитирован 21 января 1998 года.















       Еще один рывок мама сделала, уже будучи на пенсии: в возрасте 69 лет она, как на дежурство, ездила нянчить правнука Кирюшу. Вероятно, это ей далось нелегко, так как на ЭКГ врачи обнаружили "все виды аритмий" и назначили вторую группу инвалидности.
       Когда я спрашиваю Саяру Абдрахмановну о ее жизни, то слышу неизменное: "У меня необычайно удачная, я бы даже сказала, счастливая судьба: преданная мать, умная дочь, любящий внук, славный правнук, интересная работа, спокойная старость. Была и любовь, но это в прошлом. Вот здоровья бы побольше".
       Именно здоровья ей сейчас и не хватает: 15 декабря 2010 года рано утром неподалеку от дома ее сшибла машина. Некто Николаев Георгий  Владимирович ехал на старой шестерке (ВАЗ 2106 в150мн116) неведо куда  и нашел на дороге по улице Восстания мою маму. Не убил, а надолго прибил к кровати. Мы с сыном поехали по адресу, оставленному ГИБДД, но такого дома не существовало; нашли место недавней  прописки мерзавца, но и оттуда он смылся - пустился в бега. У новой хозяйки квартиры лишь узнали, что маму задавил пьяница,безработный и дебошир.
       И все же я надеюсь, что минимальная справедливость существует.





       P.S.  … С момента  наезда на мою маму прошло пять месяцев. Водителя нашли, судебную экспертизу провели, выдали "Постановление", в котором написано:  "В результате наезда Фазлеевой С.А.был причинен тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни". И действительно, десять переломов костей таза - многооскольчатых, со смещениями - дают мало шансов на передвижение. Маму признали потерпевшей и открыли уголовное дело. За пять месяцев этот горе-шофер ни разу не позвонил, ни разу не извинился, пришлось позвонить мне. В трубке я услышала уверенный голос его гражданской жены: "Встретимся в суде!". За все пять месяцев у обвиняемого даже не отняли прав, так как по закону для этого необходимо решение суда.
       Иногда я задаю себе вопрос: почему этот человек убежден в своей безнаказанности? Что дает ему моральное право уничтожать чужую жизнь, не боясь последствий? Почему два социально полезных человека - моя мама и я - мучаются, а виновник нашего горя мечтает отделаться 1,5 годами условного срока?
       Этот  лихач очень изменил нашу жизнь - я не могу поехать на научные съезды, конгрессы, так как привязана к маминой кровати, ко всему прочему, издержки носят не только моральный, но и материальный характер. Но тяжелее всего, что по ночам мама плачет. Успокаивает лишь одно: я уже приняла решение.



       P.P.S.  Через месяц будет год, как с мамой случилась беда. За это время я основательно изучила новый уголовный кодекс - это помогло мне избавиться от "юридической наивности". Районный суд назначил наказание в виде года условного срока, правда, у водителя отняли права на три года. Судья, зачитывая приговор, сильно оправдывался перед пьяницей и безработным за то, что вынужден это сделать. Я не верила своим ушам. Что происходит? Не пора ли открывать службу защиты потерпевших? Подала кассационную жалобу в Верховный суд Татарстана, но результат тот же. На все заседания подсудимый приходил с сильного похмелья (за тридцать лет работы психиатром-наркологом  я  в состоянии отличить рядовую интоксикацию от абстинентного синдрома). Он даже не был страшен: обычный русский мужичок-выпивоха, мог быть одним из тех, кого я  когда-то кодировала! Никаких  страховых выплат не было, так как он застраховал свою шестерку в фирме-однодневке, которой сейчас нет. Искать исчезнувшую фирму - себе дороже! Справедливости ради следует добавить, что суд обязал выплатить моральный ущерб, на что горе-водитель радостно ответил: "А что с меня взять? Ничего же нет!".
       Исчерпав "ситуацию справедливого возмездия", я сделала то, что и должна была: поставила маму на ноги. Чего это стоило, знаем только мы вдвоем (как у Островского: "А вот правду эту знайте Вы один").  Сегодня можно признаться: поднимала больную немощную старушку силой требований, жесткого отношения, крика, шантажа и угроз.  Иначе было нельзя. Мышцы от обездвиженности атрофировались, пролежни не заживали, появился страх. Месяц учились приподниматься, потом садиться, потом спускать ноги. Самое трудное - держать равновесие и научиться ходить. Мой сын после такого подвига называет бабушку Дикулем.  Сейчас она ходит с палочкой по квартире, гуляет по двору, готовит обеды, солит капусту и жарит блины с кабачками на ужин. Оглядываясь назад, задаем один и тот же вопрос: неужели мы все это преодолели?


Саяра Абдрахмановна с правнучкой Лейлочкой в день ее рождения
3 ноября 2011 года

Hosted by uCoz