ДЕДУШКИ И БАБУШКИ
Деда со стороны отца я ни разу не видела, но знаю о его трагической судьбе - все сведения нашла в Интернете в рубрике "Жертвы репрессий". Там он упоминался дважды.
Шайдуков Мирсаид Шагидуллович
Род. в 1880 г.,Спасский р-н, с. Новый Баран, татарин, чл. ВКП(б), проживал в городе Казани.
Арестован: 9 декабря 1929 года.
Приговорен: особым совещанием коллегии ОГПУ 29 янв.1930 г.
Обвинен: ст.58-11 (антиколхозная агитация).
Приговор: 5 лет концлагерей.
Источник: "Книга памяти Республики Татарстан".
Шайдуков Мирсаид Шагидуллович
Род. в 1880 г.,Спасский р-н, с.Новый Баран , татарин, чл.ВКП(б).
Арестован: 17 июля 1938 года.
Приговорен: НКВД ТАССР 2 нояб. 1938 г.
Обвинен: ст.17-58-8, 58-7, 58-1 (участник эсеровской националистической организации)
Приговор: дело прекращено за недостаточностью улик.
Реабилитирован 27 июня 1989 г.
Бабушку с отцовской стороны видела однажды - во главе стола. Будучи еще девочкой, я была приглашена в гости к родственникам, которых совсем не знала. Бабушку звали Зуха. Это была умная, волевая и даже властная женщина. Назвать ее "старухой" не поворачивался язык. Почему-то вспомнились пьесы Островского (взрослые снисходительно относятся к детскому разуму, на самом деле дети наблюдательны и интуитивны - потом все это куда-то пропадает). Лишь позже я узнала о ее трудной жизни и не менее трудном характере (мама, когда злится, находит во мне ее черты).
Конечно же, и ее муж, Мирсаид, и она сама подвергались гонениям - не из-за свободы распоряжаться своим имуществом (ее семья всегда была бедной), а из-за свободы распоряжаться своими мыслями. Ее муж был репрессирован, после мытарств с четырьмя детьми она подхватила туберкулез и передала его одному из трех сыновей - моему отцу.
В "Книге памяти Республики Татарстан" есть такая запись.
Шайдукова Зухра (варианты имени Зуха)
Род. в 1897 г., Кайбицкий р-н, с.Малые Кушманы, татарка, школьная работница.
Проживала: Спасский р-н,с.Новый Баран.
Взята подписка о невыезде 18 дек.1929 г.
Приговорена особым совещанием коллегии ОГПУ 29 янв.1930 г.
Обвинена : ст.58-11 (антиколхозная агитация).
Приговор: 3 года высылки из ТАССР.
Реабилитирована 27 июня 1989 г.
Прежде чем прейти к рассказу о людях, которые являются моей семьей, близких и мною любимых, рядом с которыми прошло детство и юность, я хочу передать свое ошеломление, просто шоковое состояние при поиске материалов в Интернете. Открылась чудовищная картина всеобщего холокоста. Тысячи имен рядовых жителей Татарстана - простых крестьян и середняков, партийных и беспартийных, грамотных и не очень, как правило, с огромными семьями, в которых жены по мусульманским обычаям не имели других профессий, кроме "домохозяек" (что они делали после высылки мужей, что ели, чем кормили детей?) - были внесены в бесчисленные списки репрессированных.
Мне, как психиатру, очевидно, что Вождь был безумен, но безумие его оказалось каким-то очень ловким и хитрым. Иначе как "регулируемой паранойей" это не назовешь. Мишени были разными, но суть одна: истребить свой народ. Если в двадцатых годах приговоры были связаны с колхозной тематикой и людей обвиняли "в антиколхозной деятельности", то в тридцатых приговоры носили политический характер. Ну в какую еще "эсеровскую националистическую организацию" мог входить мой дед в своем глухом татарском селе! Бред!
Масштабы уничтожения поражают. В поисках данных о судьбе прадеда я обнаружила в списках "жертв репрессий" семь человек с именем Насыбуллин Хабибулла! Складывалось впечатление, что татары целенаправленно подвергались гонениям, что именно они-то и являются "жертвами холокоста", но вспомнилась история изгнания из родных мест других народов (татар хотя бы оставили на родине), уничтожение русских, евреев, народов Кавказа, и стало страшно. Страшно не оттого, что страной руководил безумец, а оттого, что люди в течение трех десятков лет боготворили мучителя. Все обо всем знали - не могли не знать, знали и …боготворили.
ДЕД - АБДРАХМАН ХАБИБУЛЛОВИЧ
Жизнь деда, маминого отца, была очень короткой - всего тридцать шесть лет. Что он успел? Родился в 1906 году, вырос, рано начал работать, принял от отца дело (раньше "капиталисты" своих детей не жалели), в период НЭПа стоял у прилавка своего магазина, женился, родил шестерых детей, (трое из которых умерли), построил огромный двухэтажный дом в Адмиралтейской слободе (на берегу Волги, в месте под названием "Бишбалта", что с татарского переводится как " пять топоров"), ушел на войну, в 1942 году погиб. Казалось бы, обычная судьба, - но не для нас.
За кадром остались мысли, чаяния и надежды талантливого человека из прекрасной семьи, у которого должно было быть будущее, но оно не состоялось, потому что в настоящем его пригибали и ломали: отняли магазин, отобрали большой двухэтажный дом, который он выстроил для своей семьи, поселили в подвал этого дома-мечты . Он был художественно одарен: придумывал "рассказы для взрослых" и "сказки для детей", слушать которые приходила вся округа; легко говорил на татарском, русском и почему-то на идише (вероятно, потому, что занимался торговлей); пел печальные песни. Мама вспомнила лишь одну: "Вот умру я, умру, и похоронят меня, и никто не узнает, где могилка моя". Сентиментальная, конечно, но ведь все так и случилось. Никто не знает, где он погиб - в похоронке об этом написано не было.